17 апреля 2012 года Министерством Юстиции РФ зарегистрирован Приказ Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
Мы полагаем, что в указанном документе допущены нарушения положений Основного Закона- Конституции Российской Федерации, а также имеется коррупционная составляющая.
Нарушения Конституции, на наш взгляд, заключаются в следующем:
Согласно ст. 43 Конституции РФ,
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Согласно ст. 19 Конституции РФ,
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан
по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно вышеуказанному «Порядку приема граждан в общеобразовательные учреждения», приоритетное право зачисления в школу имеют так называемые «прикрепленные» дети, то есть те, кто зарегистрирован по месту жительства в определенном районе, к которому «прикреплена» школа (детский сад).
При этом обязательным документом при поступлении в общеобразовательное учреждение является свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной территории (п. 12 Порядка).
Таким образом, отсутствие этого документа является основанием для отказа в принятии ребенка в учреждение образования.
Тем самым нарушается конституционное право граждан на образование, а также нарушается запрет дискриминации граждан по признаку места жительства!
Кроме того, нарушен Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно ст. 3 которого Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Коррупционная составляющая данного документа, на наш взгляд, состоит в следующем:
П. 4 Порядка (Правила приема граждан в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также п. 9 Порядка (Прием граждан для обучения в филиале учреждения осуществляется в соответствии с правилами приема граждан в учреждение) содержат коррупционный фактор, предусмотренный п. 3»г» Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию
органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
п. 10 Порядка предусматривает издание органами местного самоуправления распорядительных актов, ГАРАНТИРУЮЩИХ прием всех закрепленных лиц, при этом п. 6 порядка предусматривает возможность отказа в таком приеме.
Налицо коррупционный фактор, предусмотренный п. 4 «ж» Постановления
об антикоррупционной экспертизе- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
п. 11 и п. 12 Порядка в их совокупности содержат коррупционный фактор, предусмотренный п. 4 «ж» Постановления об антикоррупционной экспертизе- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, поскольку не позволяет установить возможность поступления в школу (детский сад) детей, не зарегистрированных по месту жительства на данной территории, без предъявления соответствующего свидетельства о регистрации.
Пп. 16, 17 Порядка (Учреждения, закончившие прием в первый класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа.
Для удобства родителей (законных представителей) детей учреждение
вправе установить график приема документов в зависимости от адреса регистрации.) содержат коррупционный фактор, предусмотренный п. 3 «б»
Постановления об антикоррупционной экспертизе - определение компетенции
по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления
(их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Также не определен порядок предоставления мест «незакрепленным» детям, при наличии таких мест: по дате заявления; по району проживания в данном населенном пункте; по каким-то иным критериям?
Все это в совокупности дает неограниченный простор для злоупотреблений и коррупции, а также к многочисленным нарушениям прав граждан, в частности конституционно закрепленному праву на образование и отсутствие дискриминации по территориальному, социальному признаку, свободе передвижения, праву выбора места жительства.
В соответствии со ст. 9.1, 10, 12, 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРОСИМ:
Провести коррупционную экспертизу нормативного акта - Приказа Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения", а также провести проверку данного акта
на соответствие его положений требованиям Конституции Российской Федерации.
|