8(495)724-97-68,724-96-78
Сущность прокурорского надзора

     Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ, а также законность решений, принимаемых субъектами ОРД (ст. 29 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"). Из прав человека и гражданина в этом контексте имеются в виду в первую очередь право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

   Генеральная прокуратура РФ предписывает прокурорам при проведении проверок законности в ОРД обращать особое внимание на следующие вопросы:

   1) наличие оснований для проведения ОРМ, в том числе осуществляемых с разрешения суда;

   2) соответствие ОРМ целям и задачам ОРД;

   3)возможность проведения только тех мероприятий, исчерпывающий перечень которых дан в законе;

   4) соблюдение условий и порядка проведения ОРМ;

   5) правомерность решений о производстве или прекращении ОРД;

   6) недопустимость применения информационных систем, технических средств, способных наносить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде;

   7) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;

   8) соблюдение установленного порядка использования результатов ОРД;

   9) законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение правил их регистрации, постановки на оперативный учет и снятия с учета лиц, в отношении которых проводятся ОРМ

   Проверка исполнения Закона об ОРД производится не произвольно по усмотрению прокуроров, а при наличии соответствующих оснований, к которым относятся: наличие жалоб граждан и обращений должностных лиц; результаты изучения материалов уголовных дел; информация о фактах ненадлежащего реагирования на поручения органа дознания, следователя и суда, указания прокурора; наличие плановых заданий и предписаний вышестоящего прокурора; анализ состояния законности в данной сфере, которым фиксируется отсутствие положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, их раскрытию, розыску преступников и лиц, без вести пропавших.

   Понятие "уполномоченные прокуроры" означает, что надзор за ОРД с учетом ее специфики могут осуществлять не все прокуроры, а лишь ограниченный их круг. По должности уполномоченными прокурорами являются руководители территориальных и специализированных органов прокуратуры: Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные, транспортные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов (и приравненные к ним). Из прокуроров структурных подразделений (управлений и отделов) надзор за ОРД могут осуществлять лишь те сотрудники, на которых он возложен приказом соответствующих руководителей органов прокуратуры. Копии этих приказов (либо выписки из них) направляются для сведения руководителям оперативно-розыскных аппаратов.

   Уполномоченные прокуроры и сотрудники прокуратуры, ведущие делопроизводство по документам ОРД, должны иметь допуск к работе с документами, содержащими государственную тайну.

   Требование о предоставлении документов может быть предъявлено как в устной, так и в письменной форме.

   Уполномоченные прокуроры вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, перечисленными в норме Закона. Это обязывает руководителей оперативно-розыскных органов выдавать уполномоченным прокурорам для ознакомления именно подлинники дел оперативного учета всех их видов, включая дела оперативной проверки, оперативной разработки, оперативного контроля (надзора) и оперативного розыска, а также все материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ. Данный перечень документов является исчерпывающим.

   В Законе об ОРД нет указаний о каких-либо различиях в порядке предоставления уполномоченным прокурорам названных документов применительно к разным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены в Приказе Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (п. 5), которым предусмотрено, что оперативно-служебные документы о контрразведывательной деятельности ФСБ и СВР истребуются только в случае проведения прокурорских проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

   В органах внешней разведки Министерства обороны уполномоченный прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности этих органов.

   Ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ, проверяются уполномоченными прокурорами на предмет их соответствия требованиям Закона. Положения этих актов учитываются также при оценке законности конкретных ОРМ.

   Наряду с документальной проверкой, в целях выявления нарушений законности в ОРД, уполномоченные прокуроры требуют объяснения у должностных лиц и граждан, используют другие полномочия, предоставленные им ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

   Сведения об организации, тактике, методах, силах и средствах ОРД в предмет прокурорского надзора не входят. Вместе с тем, как обоснованно отмечается в литературе, "под грифом секретности могут скрываться не только сведения, составляющие гостайну, но и ошибки, просчеты, а то и беззаконие в решении тех или иных задач ОРД. Соответственно, действия, выходящие за границы законности организационных мероприятий, допустимости тех или иных тактических действий, например провокационные действия, не образуют признаков ОРД. Поэтому и ограничений в выявлении таких фактов быть не может, и это уже не проверка прокурора организации и тактики ОРД, а определение законности действий субъектов этой деятельности".

   Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и защищаются государством в особом порядке. Поэтому закон предусматривает специальное дополнительное условие возможного разглашения оперативно-розыскным органом сведений о конфидентах с учетом интересов обеспечения их личной безопасности. Информация о них (их персональных данных) предоставляется уполномоченному прокурору только с согласия этих лиц, данного добровольно и обязательно выраженного в письменной форме. Данные правила защиты конфидентов не действует в случае привлечения их к уголовной ответственности (именно уголовной, а не какой-то иной).

   Органы прокуратуры, как известно, действуют гласно, но в той мере, в которой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, государственной и иной специально охраняемой законом тайны (ч. 2 ст. 4 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").

   Указанные изъятия из принципа гласности наиболее характерны для деятельности уполномоченных прокуроров. Часть 4 ст. 21 Закона об ОРД обязывает их обеспечить защиту сведений, содержащихся в представленных им в процессе надзора за исполнением данного Закона документах и материалах.

  Это касается как сведений, составляющих государственную тайну, так и иной служебной информации, имеющей ограничительные грифы пользования. Содержащиеся в представленных документах и материалах сведения не подлежат разглашению не только в частной жизни уполномоченных прокуроров или в публичной форме (через СМИ и т.п.), но и среди прокурорских работников, не уполномоченных на осуществление надзора за ОРД, среди сотрудников правоохранительных органов, не являющихся получателями и пользователями данной оперативно-розыскной информации.

   Уполномоченные прокуроры и обслуживающий их технический персонал должны неукоснительно соблюдать все правила делопроизводства, касающиеся документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну.

   Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом ответственность вплоть до уголовной, когда речь идет о разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 283, 284 УК РФ).

   В целях предупреждения возможных и устранения состоявшихся нарушений Закона в ОРД используются предостережения о недопустимости нарушения закона, протесты и представления, постановления и другие акты (меры) прокурорского надзора, предусмотренные ФЗ о прокуратуре РФ.

   Содержащиеся в актах прокурорского реагирования требования, вытекающие из полномочий прокурора, перечисленных в ст. 22, 27, 30 и 33 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

   Данное положение, сформулированное в ч. 1 ст. 6 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" применительно ко всем отраслям (направлениям) надзора, нашло отражение в ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД в виде указания на то, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет установленную законом ответственность.

   Речь идет о требованиях прокурора, которые основаны на законе и соответствуют полномочиям прокурора. Если требование прокурора не согласуется с законом, выходит за пределы его полномочий, оно исполнению не подлежит и обжалуется в установленном законом порядке.

   В принципе за неисполнение законных требований прокурора возможна юридическая ответственность во всех ее известных видах, к которым относятся: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная. Оставляя в стороне два последних вида ответственности, которые к лицам, виновным в нарушениях Закона об ОРД, принимаются сравнительно редко, необходимо отметить, что наиболее распространенным видом ответственности оперативных работников является дисциплинарная, которая состоит в наложении на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора и др., вплоть до увольнения от должности.

   Административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, наступает по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных нарушениях.

   Вмешательства в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела уголовно наказуемо (ч. 2, 3 ст. 294 УК РФ).

Начало:

Понятие оперативно-розыскной деятельности

Необходимость прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Продолжение:

Ненадлежащее осуществление прокурорского надзора

 

 

Физическим лицам

Бесплатный Адвокат

   Жилье в Москве-расслужебить жилье, жилье малоимущим, расселение, жилищные субсидии,комментарий к закону города москвы номер 29   Энциклопедия жилища- сделки с жильем, жилищные споры, вселение и выселение, жилье и дети- жилищный адвокат   Энциклопедия наследства - наследники по закону, наследники по завещанию,раздел наследства,недостойные наследники   Энциклопедия развода- расторжение брака, раздел имущества, споры о детях, алименты