Вопросы приватизации служебного жилья в Москве. Судебная практика. |
Специализированное жилье- это жилые помещения, режим предоставления и пользования которым отличается от обычного жилья, предоставляемого по договору социального найма. К специализированному жилью относится служебное жилье, общежития, маневренный жилой фонд (предоставляемый на время, например, проживания граждан, в доме которых проводится капитальный ремонт), временный фонд (для беженцев, вынужденных переселенцев), жилищный фонд системы социального обслуживания (дома престарелых, хосписы). Наиболее распространенные виды специализированных жилых помещений - это общежития и служебное жилье. В таких помещениях проживают миллионы граждан, поэтому вопросы пользования такими помещениями для многих являются насущными. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Вопрос приватизации служебного жилья решается законодательством по-разному. Служебные жилые помещения согласно закону приватизации не подлежат (без согласия собственника). Однако после 1 марта 2005 года многие служебные помещения поменяли свой статус. Для того, чтобы считаться служебным, жилое помещение должно быть внесено в специальный реестр. Работа по внесению таких помещений в реестр по всей стране еще не закончена, и статус многих, ранее являвшихся служебными, жилых помещений, в настоящее время неясен. Очень часто такие помещения передаются на баланс города, что автоматически превращает их в жилье социального фонда, то есть жилье, подлежащее приватизации. Поэтому если вы проживаете в квартире, предоставленной когда-то в качестве служебной, нелишне будет выяснить ее теперешний статус. Наниматели служебного жилья, желающие его приватизировать, часто обращаются к юристам с просьбой помочь «расслужебить» квартиру. Конечно, такого понятия законодательство не содержит. Обычно под этим термином понимается возможность заключить вместо договора служебного найма договор социального найма, что дает гражданам приватизировать квартиру, бывшую ранее служебной. Как можно это сделать? Самое простое- это получить согласие собственника служебного жилья на его приватизацию. Но это процесс непредсказуемый, поэтому согласия можно дожидаться дол тех пор, пока и сам срок приватизации, установленный законом, не закончится. Второй способ (действующий в Москве) подходит для тех, кто проработал в организации, предоставившей жилье, более 10 лет. То же правило действует, если граждане проработали менее 10 лет, но имеется одно из следующих условий: 1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости; 2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей; 3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения; 4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников. Можно говорить о сложившейся судебной практике по приватизации служебного жилья в городе Москве. История этого вопроса довольно интересна. В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП (ред. от 26.04.2011) "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" 1. С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: 1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". 1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы. В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения. На основании изложенного выше положения закона граждане обращаются в департамент жилищной политики города Москвы в заявлением о приватизации полученного ими (или их членами семьи) служебного жилья. Однако нередки отказы Департамента на том основании, что семья обеспечена жильем свыше нормы предоставления. При этом Департамент жилищной политики города Москвы ссылается на п. 1.1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", поскольку именно этот пункт вводит ограничения , ссылаясь на ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". В соответствии с указанной двадцатой статьей ( а именно пунктами 4, 6) Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения.. не может быть более чем: 1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров; 2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров; 3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров; 4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров; 5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров). Таким образом, если супруги, например, получили когда-то двухкомнатную квартиру общей площадью 36 кв.м., то заключить на эту квартиру договор социального найма им не разрешит Департамент жилищной политики города Москвы, поскольку супругам положена квартира хоть и до 44 кв.м., но однокомнатная. Между тем Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП). Как установлено Верховным Судом РФ, при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Также, как указал Верховный Суд РФ, анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. Действующее законодательство с учетом Определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 года предусматривает для граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений, для заключения договора социального найма лишь одно условие - стаж работы в организации (предприятии), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет. Именно с таким судебным делом пришлось столкнуться автору этой статьи. К нам обратилась супружеская пара, которая получила отказ в заключении договора социального найма на служебную квартиру, несмотря на то, что супруг, получивший когда-то эту квартиру в качестве служебной, проработал в организациях города Москвы почти 20 лет. Основанием для отказа явилось именно то, что занимаемая ими квартира является двухкомнатной. Мы обратились в Кунцевский районный суд города Москвы с иском об обязании Департамента жилищной политики и жилого фонда города Москвы заключить с нами договора социального найма. Однако решением суда в иске было отказано. Мы не согласились с этим решением и обжаловали его в Московский городской суд. Апелляционным определением решение Кунцевского суда было отменено, наши требования- удовлетворены.
Полезная литература: 1) "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ 2) Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" 3) Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 . 4) Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП). 5) Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-26875; 6) Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2013 по делу N 11-37726; 7) Апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2013 по делу N 11-29226; 8) Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2013 по делу N 11-25424
Статья опубликована в журнале
Автор: Полина Кузнецова
|