8(495)724-97-68,724-96-78
Закон о пожарных

6 мая 2011 Президент подписал Федеральный закон «О добровольной пожарной охране», вступающий в силу 22 мая 2011 года. Этот закон при его обсуждении еще на стадии принятия вызывал жаркие споры. Возражения противников закона сводились к следующему:

       1) Закон направлен на усиление чиновничьего произвола: теперь для того, чтобы тушить пожары, граждане должны регистрировать общественные объединения (добровольные пожарные дружины) и только в этом случае их деятельность будет законной.

       2) Закон направлен на выкачивание денег из государственного бюджета.

       3) Закон абсурдный и ненужный.

У всех в памяти еще остались летние пожары 2010 года, когда огонь уничтожал не то что дома, а даже целые деревни. Силы МЧС не справлялись, и люди объединялись в борьбе со стихийным бедствием: принимали участие в тушении пожаров, пахали «полосу безопасности» на тракторах, создавали дозоры, патрулировали леса  и т.д. Многие населенные пункты были  спасены благодаря слаженным действиям рядовых граждан, не являющихся сотрудниками МЧС. В общем, люди поняли, что они сами что-то могут. В этом свете вновь вышедший закон воспринимается некоторыми (в основном журналистами) как некая «попытка властей» загнать народную инициативу «в рамки», не допустить самостоятельности граждан,  усилить власть чиновников.

 

Мы попытались разобраться в ситуации.

 

Немного истории.

21 декабря 1994 года был принят закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 34 этого закона,

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

 Кроме того, одной из государственных наград Российской Федерации является медаль «За спасение погибавших», которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 награждаются ГРАЖДАНЕ (то есть не только работники МЧС и члены общественных пожарных дружин) за спасение людей, в частности,  при тушении пожаров.

Анализ этих положений закона дает основание сделать вывод о том, что  участие граждан, даже не являющихся участниками добровольной пожарной охраны (в том смысле, какой придает этим словам новый закон) в тушении пожаров не только не противоречит закону, но и является в некоторых случаях обязанностью и даже иногда награждается.

 

Какие же отношения регулирует новый закон?

 

В первую очередь он устанавливает тот самый «порядок», о котором упоминает Закон о пожарной безопасности (Граждане имеют право на участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.) Спустя 16 лет этот порядок наконец установлен.

 

Итак, добровольная пожарная охрана  как общественное объединение должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.  Для справки, такой регистрацией занимаются отделения Минюста и длительность этой процедуры составляет около месяца.

 

В соответствии со ст. 9 комментируемого Закона,

основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

то есть это те же задачи, которые предписываются ВСЕМ гражданам федеральными законами 1994 года - Закон  № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Дальше начинаются чудеса: личный состав добровольной пожарной охраны - это работники добровольной пожарной охраны (то есть лица, связанные трудовым договором и состоящие в штате) и «добровольные пожарные», которые работниками не являются, но должны состоять в некоем «реестре добровольных пожарных». То есть для того, чтобы потушить внезапно возникший пожар, (а значит осуществить свое право и исполнить обязанность) необходимо сначала зарегистрироваться в реестре! При этом законом пока не установлен порядок и формы ведения этого реестра. В соответствии со ст. 13 закона, это обязанность МЧС. Как быстро будет установлен такой порядок, неизвестно, а до тех пор закон в принципе является невыполнимым, ведь регистрация добровольных пожарных в реестре  является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.

Только после этого добровольные пожарные приобретают право на страхование, материальное стимулирование, компенсации и льготы, предусмотренные законом, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в установленном «когда-нибудь» порядке), а также на ЗАЩИТУ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ.

 

Посмотрим теперь на основные права добровольных пожарных и работников добровольных пожарных объединений.

Это право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;

6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно, никаких новых прав данным законом не предоставлено, эти права и так имеются у всех граждан согласно закону 1994 года. Заметим, что страхование добровольных пожарных не является обязательным и оставляется на усмотрение местных органов! Так сказать, «в рамках соответствующих бюджетных средств».

        Предположим, что во время пожара граждане, не зарегистрированные в реестре добровольных пожарных, а также не являющиеся работниками добровольной пожарной охраны, объединились и потушили пожар. Даже не зарегистрировав в установленном порядке свое общественное объединение! Это же такое серьезное нарушение закона…

 

        Какое же наказание ждет нарушителей? 

       Теоретически, в  соответствии со ст. 28 Закона  № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Однако ни Уголовный кодекс РФ, ни Кодекс об административных правонарушениях, ни даже вновь испеченный закон не содержат норм, предусматривающих наказание за добровольное тушение пожара. Так что граждане могут смело спасать свое имущество и дома, не вступая в «добровольную охрану» и не боясь наказания.

 Итак, в результате изучения закона № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»  можно сделать следующие выводы:

    1)     Закон не вводит реальных дополнительных гарантий для граждан, которые рискуют своей жизнью, участвуя в тушении пожаров.

    2)     Все дополнительные льготы и выплаты являются правом, а не обязанностью властей и учредителей общественных пожарных объединений.

    3)     Закон не доработан и в настоящее время не может быть реально исполнен.

    4)     Закон не содержит запрета для граждан участвовать в тушении пожаров.

    5)     Закон вводит необходимость регистрации добровольных пожарных объединений и добровольных пожарных, то есть имеет необходимую и привычную бюрократическую составляющую. При этом порядок регистрации добровольных пожарных законом не установлен, и когда он будет установлен-неизвестно. Без этой же регистрации добровольный пожарный таковым считаться не может и прав на льготы и социальную защиту не имеет.

 

Таким образом, законодатели и президент вновь тратят наши деньги на принятие никчемных законов, а пожары как полыхали, так и полыхают.

 

 

Автор: Полина Кузнецова

 

 

 

Физическим лицам

Бесплатный Адвокат

   Жилье в Москве-расслужебить жилье, жилье малоимущим, расселение, жилищные субсидии,комментарий к закону города москвы номер 29   Энциклопедия жилища- сделки с жильем, жилищные споры, вселение и выселение, жилье и дети- жилищный адвокат   Энциклопедия наследства - наследники по закону, наследники по завещанию,раздел наследства,недостойные наследники   Энциклопедия развода- расторжение брака, раздел имущества, споры о детях, алименты