8(495)724-97-68,724-96-78
Пункт 9 Постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП

   При предоставлении гражданам жилых помещений, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, по договору социального найма, найма служебного жилого помещения, купли-продажи с рассрочкой платежа, учитывать действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, согласно статье 10 указанного Закона города Москвы.

   Комментарий:

   Термин «ухудшение жилищных условий» употребляется при разрешении вопроса о постановке на жилищный учет. При этом основаниями к отказу в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся могут быть признаны умышленные и недобросовестные действия, в результате которых ухудшены жилищные условия. (Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2015 N 67-КГ15-2).

   Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий этой нормы следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.

   Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О

ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

   Аналогичная позиция просматривается и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 г. N 6н-424/08,

в котором указано, что при таких обстоятельствах суду следует выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно.

  Даже установленное судом имевшее место ухудшение жилищных условий

   (а это, согласно закону- изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;  

обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;  

изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей если до вселения они  обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим либо  безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;)

выдел доли собственниками жилых помещений;  

отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения)

  не влияет на право граждан заключить на занимаемое ими жилое помещение договор социального найма.

   Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2013 по делу N 11-38154

   Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную предполагает изменение статуса жилого помещения, следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

   Отклоняя заявленные требованию по тому основанию, что не прошло 5 лет после расторжения брака Ю.Р. и Ю.Ш., которое расценивается как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, суд в мотивировочной части обжалуемого решения не отразил, каким образом расторжение брака повлияло на жилищные условия истцов, тогда как при предоставлении жилых помещений из жилищного фонда города Москвы учету подлежит не сам факт расторжения брака а факт ухудшения данным действием жилищных условий.

   Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях.

   Между тем, в данном случае истцы и на момент расторжения брака и после его расторжения состояли на учете на улучшение жилищных условий, так как объем их жилищных прав в отношении спорной квартиры после расторжения брака не изменился, они продолжают быть постоянно зарегистрированными в спорной квартире, предоставленной в 2001 году, проживать в ней и пользоваться ею.

   Также нельзя расценивать как действия, ухудшившие жилищные условия истцов, заключение Ю.Р. брака с Ю.О. и рождение сына, так как последняя никогда не вселялась в жилое помещение, занимаемое семьей Ю-вых, на улучшение жилищных условий не претендует, зарегистрирована и проживает в ****************, где в порядке приватизации приобрела 1\4 долю, а также имеет на праве собственности квартиру N **************** в городском поселении ****************, приобретенной ею в собственность до заключения брака с Ю.Р., членом семьи которого в отношении прав на спорную квартиру не является. Таким образом, права пользования спорной квартирой, исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, Ю.О. не приобрела. Равно, как Ю.Р. и другие члены его семьи, включая его детей, в жилые помещения, находящиеся в собственности супруги Ю.О., в качестве члена семьи собственника не вселялись и права пользования этими жилыми помещениями не приобрели. Ю.Р. и Ю.О. как супруги воспользовались своим правом выбора места жительства, и каждый из них остался проживать по прежнему месту жительства.

   Исходя из изложенного, изменений в жилищных условиях семьи нанимателя жилого помещения Ю.Р. и после расторжения брака и после вступления в новый брак, не произошло.

 

Пункт 1. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве и он проработал более 10 лет

Пункт 2. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве, он проработал более 10 лет, но обеспечен жильем более чем по комнате на члена семьи

Пункт 3. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение в городе Москве, но  он  проработал менее 10 лет и прекратил работать по независящим от него причинам

Пункт 4. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение не более нормы предоставления  в городе Москве,   он  проработал менее 10 лет, но продолжает работать

Пункт 5. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение более нормы предоставления, но не более комнаты на члена семьи  в городе Москве,   он  проработал менее 10 лет, но продолжает работать

Пункт 6. Если гражданину предоставлено служебное жилое помещение более чем по комнате на члена семьи  в городе Москве,   он  проработал менее 10 лет, но продолжает работать

Пункт 7. Если граждане, занимающие служебные жилые помещения, не согласны на заключение договора найма служебного жилья и договора социального найма

Пункт 8. Если нет личного заявления о заключении договора и срок предыдущего договора не истек

Пункт 9. Учет ухудшения жилищных условий

 

Автор комментария: Адвокат Полина Кузнецова

 

 

Бесплатный Адвокат

Наша практика

   Жилье в Москве-расслужебить жилье, жилье малоимущим, расселение, жилищные субсидии,комментарий к закону города москвы номер 29   Энциклопедия жилища- сделки с жильем, жилищные споры, вселение и выселение, жилье и дети- жилищный адвокат   Энциклопедия наследства - наследники по закону, наследники по завещанию,раздел наследства,недостойные наследники   Энциклопедия развода- расторжение брака, раздел имущества, споры о детях, алименты