Равнозначность помещения и позиция Верховного суда РФ

11 апреля 2017 года Верховный суд РФ (ВС РФ) вынес определение по делу № 81КГ17-2.
Определение, мол, ставит точку в вопросе о том, какое помещение считать равнозначным.
Это определение наделало много шума, что вылилось в многочисленные статьи на ресурсах типа «MAIL.RU».
Общая направленность статей характеризуется паническими заявлениями вроде «Судьи Верховного Суда приняли решение по вопросу, какую квартиру москвичи, живущие в расселяемых пятиэтажках, могут получить по программе реновации».

Разберемся, в чем же дело, и действительно ли москвичи могут делать выводы на основании упомянутой позиции ВС РФ.
Согласно материалам суда, семья из четырех человек (муж с женой, их дочь и внук) жила по социальному найму в многоквартирном доме в Кемеровской области. Дом был признан непригодным, поэтому местная администрация предоставила им новую благоустроенную квартиру. Сначала семья согласилась переехать в нее, заключила новый договор соцнайма, а все члены семьи зарегистрировались в новом жилье.
Однако в дальнейшем наниматели передумали и отказались выезжать из своего непригодного жилья. Они сослались на то, что жили в трехкомнатной квартире (54 кв. м, в том числе жилой 34 кв. м), а переселиться им предложили в двухкомнатную (56 кв. м, в том числе жилой 25 кв. м). Тогда администрация города обратилась в суд с иском о расторжении договора социального найма в аварийном доме и выселении из него.
Все суды региона посчитали, что предоставление жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер и должно гарантировать условия проживания не хуже прежних. По мнению региональных судей, новые квартиры должны быть не меньше сносимых по количеству комнат, размеру общей и жилой площади. Не согласившись с этим решением, администрация города обратилась в Верховный суд.
Высшая судебная инстанция напомнила, что согласно ст. 89 Жилищного кодекса предоставляемое взамен аварийного жилье должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому, находиться в черте населенного пункта. То есть критерием равнозначности является соответствие общей площади жилья, а не жилой площади и не количества комнат. Это значит, что никаких нарушений в этом деле не допущено. Кроме того, наниматель сам ранее согласился с предложенным вариантом и добровольно заключил договор соцнайма, который не расторгнут и никем не оспорен. Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Во-первых, никакого решения Верховный суд не принял (Решением оканчивается рассмотрение дела по существу), а вынес определение о новом рассмотрении дела.

И во-вторых, что очень важно, Верховный суд руководствовался статьей 89 Жилищного кодекса Российской федерации.
Действительно, согласно этой статье предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Однако в Москве (в отличие от Кемерова, где живут стороны рассматриваемого дела) действует не только Жилищный Кодекс РФ, но и Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».
Согласно п. 4 ст. 6 этого закона, равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении.
Кроме того, Московской городской Думой 18 мая принят в окончательной (пока окончательной..) редакции Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве». Согласно ст. 4 этого Закона, собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.
При этом под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
1) жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным правовым актом города Москвы;
3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.
Таким образом, московское жилищное законодательство по сравнению с федеральным предлагает больше гарантий.

Какое же законодательство следует применять в Москве, если московское и федеральное не совсем соответствуют друг другу?
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами отнесены: определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по соответствующим договорам установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Принятие законов города Москвы в силу статьи 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
В соответствии со ст. 41 Устава города Москвы Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их.
В соответствии с Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 «Основы жилищной политики города Москвы» к полномочиям Московской городской Думы относятся установление порядка распоряжения жилищным фондом города Москвы, определение оснований и порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы.
Принятие нормативных правовых актов города Москвы в силу статьи 44 Устава города Москвы, Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 «О Правительстве Москвы» в жилищной сфере относится к компетенции Правительства Москвы.
Согласно указанному Закону города Москвы к полномочиям Правительства Москвы относятся распоряжение в рамках своих полномочий жилищным фондом города Москвы, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по соответствующим видам договоров.
Нормы московского жилищного законодательства установлены в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, им не противоречат, а лишь содержат более широкий список гарантий, улучшающих (а не ухудшающих) права граждан при выселении по сравнении с Жилищным Кодексом.
При таких обстоятельствах применению подлежат нормы московского законодательства (равнозначное жилье означает равное количество комнат, а не только метров).

Таким образом, определение Верховного суда отнюдь не решает судьбу москвичей и к реновации Москвы неприменимо!

В случае возникновения споров юристы нашей организации готовы прийти вам на помощь. Вы можете написать нам по электронной почте advkpv@mail.ru и в Телеграм 


Другий статьи о реновации в Москве

1. Реновация: проект закона о гарантиях и компенсациях
2. Закон о реновации. Права граждан. Комментарий адвоката
3. Закон о реновации. Коррупциогенность. Комментарий адвоката
4. Закон о реновации. Голосование. Комментарий адвоката
5. Равноценное и равнозначное возмещение при сносе жилья
6. Возмещение нанимателю сносимого жилья
7. Возмещение собственнику сносимого жилья
8. Права членов семьи собственника жилого помещения при сносе дома
9. Что предоставляют собственникам коммунальных квартир при сносе пятиэтажек
10. Что предоставляют нанимателям коммунальных квартир при сносе пятиэтажек
11. Права собственника нежилого помещения при сносе дома
12. Как защитить дом от реновации
13. Реновация,новый закон.Реализация
14. Реновация: закон о гарантиях и компенсациях
15. Возмещение собственникам. Право на землю
16. Формирование земельного участка под многоквартирным домом
17. Реновация: поправки в проект Федерального закона
18. Равнозначность помещения и позиция Верховного суда РФ (эта статья)
19. Реновация:закон принят во втором чтении
20. Реновация: итоги законотворчества
21. Реновация: жителям коммуналок
22. Реновация в Москве: Итоги мая


Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос