8(495)724-97-68,724-96-78
Реновация, новый закон. Реализация

   С 18 мая в Москве действуют два закона о гарантиях жителям сносимых домов.

   Во-первых, это  действующий Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".

   И во-вторых, это Закон города Москвы №14 от 17.05.2017 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении  реновации жилищного фонда в городе Москве», который пока не вступил в силу.

   Действие этого закона начнется со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве» (Для краткости- Закон о реновации).

   По общему правилу приоритет имеет специальная норма закона, то есть в случае освобождения домов в связи с реновацией- следует руководствоваться вторым из этих законов, Законом № 14 от 17.05.2017г. Но механизм его реализации вызывает некоторые вопросы, на которые мы постарались ответить.

   Особого внимания заслуживает статья №2, которая гласит:

   "Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

   Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону."

   Это очень важно, потому что это значит: если что-то не раскрыто в законе, значит нужно руководствоваться иными подходящими законами.

   В частности, мы говорим о  Законе № 21 города Москвы, предусматривающим гарантии прав москвичей при сносе домов по любому основанию, а не только в связи с реновацией.

   Законом № 14 предусмотрено, что  собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

   Собственнику- в собственность, нанимателю по договору социального найма- в собственность или, по его желанию, по договору социального найма.

   Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности.

   Вопрос- как именно должен оформляться договор, закрепляющий права граждан на новые квартиры?

   Законом № 14 это не предусмотрено, зато предусмотрено статьей 10 Закона г. Москвы № 21:

   "Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, заключается в сроки, указанные в Решении (в данном случае- решение о включении дома в программу реновации). В случае заключения предварительного договора, договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, заключается в сроки, указанные в предварительном договоре. Примерная форма договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Плата за оформление и государственную регистрацию права собственности на основании договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, осуществляется за счет лица, осуществляющего переселение.

На срок оформления договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение, проведения государственной регистрации права собственности на предоставленное жилое помещение лицо, осуществляющее переселение, заключает с собственником в случае его согласия договор краткосрочного найма на это жилое помещение. Договор краткосрочного найма является основанием для вселения и проживания в жилом помещении. Договор краткосрочного найма прекращает свое действие с момента государственной регистрации права собственности на предоставленное собственнику жилое помещение.

Все разногласия, которые могут возникнуть при выполнении условий договора, решаются путем переговоров между сторонами либо в судебном порядке. При недостижении соглашения сторон о заключении договора вопрос о предоставлении возмещения (компенсации) либо выкупа собственнику жилого помещения (жилого дома) решается в судебном порядке.

Ответственность за неисполнение надлежащим образом условий заключенного договора наступает для сторон в соответствии с федеральным законодательством и договором.

Жилое помещение (жилой дом) освобождается собственником в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем через месяц после:

1) заключения соответствующего договора;

2) получения документа о праве собственности на жилое помещение;

3) получения денежного возмещения (компенсации) либо выкупной цены в полном размере."

   Размер предварительного равноценного возмещения и порядок его предоставления определяются, согласно Закону № 14, в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

   Однако в соответствии со ст. 2 Закона № 14 можно руководствоваться и московским законодательством.

   В соответствии со ст. 11 Закона № 21 г. Москвы,

   "Оценка рыночной стоимости жилых помещений (жилых домов) производится в порядке, утвержденном федеральным законодательством, по инициативе одной из сторон профессиональными оценщиками. Расходы по оценке несет лицо, осуществляющее переселение. При повторной оценке расходы несет лицо, не согласившееся с ранее произведенной оценкой.

   Споры, возникающие в связи с произведенной оценкой рыночной стоимости жилого помещения (жилого дома), а также в связи с установленным размером возмещения (компенсации) либо выкупной цены, решаются в судебном порядке."

   Законом № 14 предусмотрены дополнительные гарантии лицам, стоящим на жилищном учете.

   Им вне очереди улучшаются жилищные условия « в порядке и на условиях, предусмотренных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

   Что же это за условия?

   "Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

   Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

   Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений размер площади жилого помещения не может быть более чем:

   1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

   2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;

   3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

   4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

   5) на семью из четырех или пяти граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров);

   6) на семью из шести и более граждан - жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров)."

  По Закону № 14 город Москва при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоимущих граждан, многодетных семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом города Москвы.  

   О каких еще категориях граждан может идти речь?

   Нормативным правовым актом г. Москвы, а именно Законом № 21 предусмотрено, что расходы по переселению граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, несет город Москва (переселяющее лицо).

 

Автор: Адвокат Полина Кузнецова

 

 

Физическим лицам

Бесплатный Адвокат

   Жилье в Москве-расслужебить жилье, жилье малоимущим, расселение, жилищные субсидии,комментарий к закону города москвы номер 29   Энциклопедия жилища- сделки с жильем, жилищные споры, вселение и выселение, жилье и дети- жилищный адвокат   Энциклопедия наследства - наследники по закону, наследники по завещанию,раздел наследства,недостойные наследники   Энциклопедия развода- расторжение брака, раздел имущества, споры о детях, алименты