8(495)724-97-68,724-96-78
Закон о реновации. Коррупциогенность. Комментарий адвоката

   Изучив законопроект № 120505-7, называемый далее  «Закон о реновации», мы решили прокомментировать его соответствие пояснительной записке к закону.

   Пояснительная записка- это документ, дающий разъяснение целей и задач принятия нового закона.

   Изучение этих двух документов в совокупности оставляет много вопросов.

   С текстом пояснительной записки можно ознакомиться здесь.

   Согласно пояснительной записке к законопроекту, «В Москве остается значительный объем морально и физически устаревшего жилищного фонда, требующего срочного обновления».

   Именно этим вызвана необходимость срочного принятия нового закона. Далее в пояснительной записке неоднократно говорится о «реновации». Однако нигде-ни в тексте пояснительной записки, ни в законопроекте- нет определения самого понятия «реновация».  Между тем в правоприменительной практике оно имеет различные толкования.

 Согласно Постановлению Правительства Москвы от 21.01.2003 N 28-ПП  Реновация жилищного фонда - замена не подлежащего сохранению жилищного  фонда путем его сноса и капитального жилищного строительства на  высвобождаемой территории.

 Согласно "СП 147.13330.2012. Свод правил. Здания для учреждений социального  обслуживания.

 Правила реконструкции", ...Реновация здания: комплекс взаимосвязанных  строительных работ, включающий в себя полную реконструкцию объекта,  его дальнейшую адаптацию к новым потребностям, изменение  функционального назначения...

 Согласно Приказу Минстроя РФ от 02.12.1996 N 17-152, Реновация- полное  восстановление муниципального и государственного жилищного фонда.


   Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации вводимые федеральным законодателем нормы должны  отвечать критериям  определенности, ясности и недвусмысленности.

   Неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, чем создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями        

   Отсутствие единого определения понятия «реновация жилищного фонда» делает неопределенной цель принятия закона и может негативно сказаться на единообразии применения проектируемых норм.

   Кроме того, это (отсутствие точного определения реновации) - коррупциогенный фактор.

   В соответствии со ст. 1.2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ

   "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

   Как сказано в пояснительной записке, «на законодательном уровне отсутствует необходимое правовое регулирование вопросов переселения граждан из сносимых многоквартирных домов».

   Это утверждение не соответствует действительности.

   Как видно из «записки», речь идет о «реновации» именно московского жилищного фонда.

   Между тем в городе Москва более десяти лет действует Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 (ред. от 28.12.2016) "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", регулирующий эти правоотношения.

   Далее «Пояснительная Записка»  сообщает о том, что «Процесс подготовки территории, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством составляет в среднем около 3, 5 лет. При этом приемлемый срок строительства при реновации жилой застройки не должен значительно превышать двух лет».

   Руководствуясь такими соображениями, авторы законопроекта считают возможным внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следующие изменения:

   Особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1"О статусе столицы Российской Федерации", устанавливаются указанным Законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

   В случае внесения изменений в правила землепользования и застройки, подготовки и утверждения документации по планировке территории в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве положения частей 11 - 15 статьи 31, частей 5 - 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

   Таким образом, устанавливается приоритет внутреннего закона субъекта РФ- города Москвы над нормами кодекса (Градостроительного), тогда как законодательством  Российской Федерации установлен  приоритет норм кодифицированных актов перед нормами других нормативных правовых актов ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

   То есть Законопроектом нарушаются самые основы законодательства с неясной целью. Учитывая общую коррупциогенность законопроекта, о целях нетрудно догадаться. Это «смычка» девелоперов, понастроивших миллионы квадратных метров, которые теперь не покупаются никем, и аффилированных чиновников, таким образом решающих проблемы застройщиков.

   Далее «Записка» поясняет, что законопроект касается исключительно Москвы, реновация будет осуществляться «на основании соответствующей программы» и этой программой будут определены перечни серий подлежащих сносу домов. К сожалению, в самом законе ничего подобного нет. Остался совершенно нераскрытым вопрос определения конкретных подлежащих сносу домов. Это только усиливает общую коррупциогенность принимаемого закона.

  Пояснительная записка также предполагает осуществление качественного благоустройства и озеленения территорий, обустройство необходимыми объектами социальной инфраструктуры. К сожалению, пояснительная записка нормой права не является, а в самом законопроекте нет об этом ни слова. То есть принудительным переселенцам никакая инфраструктура по закону не положена.

   Далее пояснительная записка гласит: «для обеспечения жилищных прав граждан законопроектом устанавливается порядок переселения граждан из сносимых многоквартирных домов, разработанных с учетом ранее успешно апробированного порядка переселения жителей в равнозначное жилье».

   Это, мягко говоря, лукавство. Ранее апробированный порядок полностью соответствовал Конституции РФ, нормы же законопроекта их, как и права граждан, прямо нарушают.

   Это рассмотрено нами в отдельной статье.

   Согласно Записке, «в целях обеспечения успешной реализации программы предусматривается создание специализированной некоммерческой организации- фонда содействия реновации, который сможет выступать как заказчиком нового строительства, так и застройщиком.

   При этом законопроектом положения о деятельности данной организации вовсе не конкретизированы.

   Так,  в соответствии со статьей 12317 ГК РФ юридическое лицо в организационно-правовой форме фонда может быть учреждено только гражданами и (или) юридическими лицами в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

   Также «фонд содействия» получает по сути функции исполнительного органа власти города Москвы, что некорректно и создает благоприятные условия для коррупции.

   В целом указанный законопроект, видимо, не подвергался антикоррупционной экспертизе, что противоречит статье 2  Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и создает благоприятную почву для злоупотреблений.

 

Автор: Адвокат Полина Кузнецова

 

 

Бесплатный Адвокат

   Жилье в Москве-расслужебить жилье, жилье малоимущим, расселение, жилищные субсидии,комментарий к закону города москвы номер 29   Энциклопедия жилища- сделки с жильем, жилищные споры, вселение и выселение, жилье и дети- жилищный адвокат   Энциклопедия наследства - наследники по закону, наследники по завещанию,раздел наследства,недостойные наследники   Энциклопедия развода- расторжение брака, раздел имущества, споры о детях, алименты